ППССЗ КМиТШИ 2020-24 уч.г

М И Н И СТЕРСТВ О О БРА ЗО В А Н И Я И Н А У КИ РЕСП У БЛИ КИ БУРЯТИЯ
ГБП О У «Д Ж И Д И Н С К И Й М Н О ГО П РО Ф И Л ЬН Ы Й ТЕХ Н И КУ М »
«У тверж даю
У^ * „0 ® 1 ССИ

|^ д м т »
а м ж а п о в А .Ц .
2 0 2 0 г.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности среднего профессионального образования
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
(базовая подготовка)
Г осударствен ного бю дж етн ого проф есси он альн ого образовательн ого учреж ден ия

«Джидинский многопрофильный техникум»

с .П е т р о п а в л о в к а
2 0 2 0 г.

П рограм м а
разработан а
2 9 .0 2 .0 4

РФот 1 5

п одготовки

на

основе

специалистов

Ф ГОС

средн его

средн его

звен а

(б а зо в ая

п роф есси он альн ого

подготовка)

о б р азо ван и я

по

(П П С С З )

специальности

К он струи рован и е и м од ел и рован и е ш вей н ы х и здели й , утверж д ен н ого п ри казом М О и Н
м а я 2 0 1 4 г .№ 5 3 4 ( з а р е г и с т р и р о в а н о в М и н ю с т е Р о с с и и 2 6 .0 6 .2 0 1 4 № 3 2 8 6 9 ).

О р га н и за ц и я -р азр а б о тч и к :

Г осударственное

средн его п роф есси он альн ого о б р азо ван и я

бю дж етное

о б р азо вател ьн о е

учреж дение

«Д ж идинский м н огоп роф и льн ы й техникум »

Р азработчи ки :
Т и м к о О л ь г а И н н о к е н т ь е в н а , з а в .п о У П Р ; Г а р м а ж а п о в а С .Л ., з а в В Р
П реподаватели:
К р а с а в и н а С .В .
П рограм м а р ассм о тр ен а и о д о б р ен а н а засед ан и и
28

а в г у с т а 2 0 2 0 г. с у ч а с т и е м

М етоди ческого

С овета протокол № 1

от

работодателей
з е н о в а А .С ., з а м У Р

П редседатель

20

П рограм м а согласов
П редстави тель работе,

20

г.

И П « Р а б д а е в а М .Б .»

П р о гр ам м а актуали зи рс

В м е н е н и я м и и д о п о л н е н и я м и в о Ф Г О С о т 1 3 .0 7 .2 0 2 1

г . п р и к а з № 1 4 5 - Н о т ,3 '

^ ^ р а с см о тр ен а и одобрен а н а заседан и и П едагогического С овета

п р о т о к о л № 1 о т «30>>

У

Ц "гяП)

•I

И . о . д и р е кк тт оо ро а

Г у н з е н о в а А .С .

П рограм м а акту ал и зи р о ван а. П ри каз № _

П р о г р а м м а а к т у а л и з и р о в а н а . П р и к а з № ________ о т

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

2.
3.
4.

5.

6.

7.
8.
9
10

Общие положения
1.1.
Образовательная программа среднего профессионального образования
1.2.
Нормативные документы для разработки ППССЗ
1.3.
Общая характеристика ППССЗ
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Компетентностная модель подготовки выпускника по специальности
Документы,
регламентирующие
содержание
и
организацию
образовательного процесса при реализации ППССЗ
4.1.
ФГОС по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и
технология швейных изделий
4.2.
Календарный учебный график
4.3.
Учебный план
4.4.
Рабочие программы дисциплин
4.5.
Рабочие программы профессиональных модулей, производственной
практики
4.6.
Программа производственной практики
4.7
Учебно-методические комплексы дисциплин
Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ
5.1
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества
освоения ППССЗ
5.2.
Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной
деятельности, профессиональных, общих и личностных компетенций
5.3.
Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников
5.4.
Требования к выпускным квалификационным работам
Ресурсное обеспечение ППССЗ
6.1.
Кадровое обеспечение
6.2.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного
процесса
6.3.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6.4.
Базы практики
Характеристика среды ОУ, обеспечивающая развитие общих и личностных
компетенций выпускников
Нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие
качество подготовки обучающихся
Регламент по организации периодического обновления ППССЗ в целом и
составляющих ее документов
Приложения
1
ФГОС СПО
2
Календарный учебный график
3
Учебный план
4
Рабочие программы дисциплин
5
Рабочие программы профессиональных модулей
6
Программа практики
7
Фонд оценочных средств
8
Программа ГИА

4
4
4
4
7
7
9
10
10
10
12
12
12
13
13
13
14
16
16
17
17
17
18
22
22
26
26

3

1. Общие положения
1.1.Образовательная программа среднего профессионального образования
Направление подготовки специальности:
29.00.00 Технология легкой промышленности
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Профиль подготовки: технический
Квалификация: технолог-конструктор
Форма обучения: очная
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Образовательная программа среднего профессионального образования по подготовке
специалистов среднего звена (ППССЗ), реализуемая в ГБПОУ «ДМТ» по специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, представляет собой систему
документов, разработанную и утвержденную образовательным учреждением на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по указанной специальности
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) утвержденного от 15 мая 2014 г. №534 с
учетом специфики – техническая, направленной на удовлетворение потребностей рынка труда и
запросов населения.
ППССЗ регламентирует объем, содержание, планируемые результаты, организационнопедагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ учебных предметов, дисциплин, профессиональных модулей,
практик, рабочей программы воспитания, календарного плана воспитания и других компонентов,
оценочных и методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся по
данной специальности.
1.2 Нормативные документы для разработки ППССЗ
Нормативную правовую базу разработки ППССЗ по специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ (в редакции от 02 марта 2016г);
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении
Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего
профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология
швейных изделий, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации N 534от 15 мая 2014 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 32869 от
26 июня 2014 г.) (с изменениями и дополнениями от 13.07.2021 г.;
- Профессиональный стандарт Дизайнер детской одежды и обуви, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. №974н,
зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014г. №35251;
- Профессиональный стандарт Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных,
трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21
декабря 2015 г. №1051н, зарегистрирован в Минюсте России 20.01.2016г.№40665;
- Профессиональный стандарт Специалист моделированию и конструированию швейных,
трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам, утвержденного приказом
4

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №1124н,
зарегистрирован в Минюсте России 26.01.2016г. №40792;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. №464, зарегистрированный
Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г. (регистрационный № 29200) (с
изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15.12.2014 г. №
1580);
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований ФГОС СПО, утвержденные приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 (с изменениями в
соответствии с письмом министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1578, от
03.03.2016 г. № 08-334);
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (с изменениями в соответствии с
приказом министерства образования и науки РФ от 31.01.2014г. №74, ред от 17.11.2017г.);
- Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной
квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные
программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов
среднего звена», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от
20.07.2015г. № 06- 846;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 г. №12-696 «О
разъяснениях по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального и среднего профессионального образования» (с
изменениями и дополнениями 2011г.);
- Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах, утвержденная Министерством образования и
науки Российской Федерации от 24.02.2010г. № 96/134;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 №968 «Об утверждении
порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. № 06-259 «О направлении
доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N441 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ОП СПО, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г.№464»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения РФ от 5 августа
2020 г. №885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
-Устав ГБПОУ «ДМТ».
1.3. Общая характеристика ППССЗ
ППССЗ ориентирована на реализацию следующих принципов:
- приоритет практикоориентированных знаний выпускника;
- ориентацию на развитие местного и регионального сообщества;
5

- формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в
нестандартных ситуациях;
- формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере.
ППССЗ имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование
общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной
специальности.
ППССЗ ориентирована на реализацию следующих принципов:
-приоритет практикоориентированных знаний выпускника;
-ориентацию на развитие местного и регионального сообщества;
-формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в
профессиональной сфере.
Нормативный срок освоения ППССЗ специальности 29.02.04 Конструирование,
моделирование и технология швейных изделий базовой подготовки в очной форме обучения на
базе основного общего образования составляет 3 года 10 месяцев. Присваиваемая квалификация
базовой подготовки – Технолог-конструктор (таблица 1).
Таблица 1
Уровень образования, необходимый
для приема на обучение по ППССЗ

Наименование квалификации базовой
подготовки

Основное общее образование

Технолог-конструктор

Срок получения СПО по
ПППССЗ в очной форме
обучения

3 года 10 мес.

При разработке ППССЗ учтены требования регионального рынка труда. По завершению
образовательной программы выпускникам выдается диплом государственного образца.
Трудоемкость ППССЗ – 6642 часа, составляет 199 недель, в том числе:
Таблица 2
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам

Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

123 нед./ 4428
час.обязательных
учебных занятий
18 нед.
7 недель

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

7 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

34 нед.

Итого

199 нед.

Требования к поступающим в ОУ на данную ППССЗ
Проводятся вступительные испытания при приеме на обучение по ППССЗ в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. №36 "Об утверждении
Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2014 г.,
регистрационный № 31529.
Абитуриент должен представить один из документов государственного образца:
• заявление о поступлении;
6

• копия документа, удостоверяющего личность;
• аттестат об основном общем образовании;
• фото 3*4.
Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший ППССЗ по специальности подготовлен:
• к освоению ООП ВПО.
Основные пользователи ППССЗ
Основными пользователями ППССЗ являются:
• преподаватели, имеющие отношение к образовательному процессу
специальности;
• студенты, обучающиеся по специальности;
• администрация и коллективные органы управления техникумом;
• абитуриенты и их родители, работодатели.

по

данной

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
2.1. Область профессиональной деятельности выпускников:
моделирование и конструирование и организация производства швейных изделий.
2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Потребительские и эстетические характеристики модели швейного изделия;
эскизы, технические рисунки, чертежи конструкций моделей швейных изделий;
основные вспомогательные материалы, трикотажное полотно, фурнитура для изготовления
швейных изделий;
процессы моделирования и конструирования;
оборудование и технологические процессы швейного производства;
коллекция моделей (или опытный образец);
первичные трудовые коллективы.
2.3.Технолог-конструктор (базовой подготовки) готовится к следующим видам
деятельности:
1. Моделирование швейных изделий.
2. Конструирование швейных изделий.
3. Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве.
4. Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управление
ею.
5. Выполнение работ по профессии рабочего Портной
3. Компетентностная модель подготовки выпускника по
специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных
изделий
(компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении
освоения данной ППССЗ)
Выпускник, освоивший ППССЗ по специальности, должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
1. Технолог-конструктор (базовой подготовки) должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
1.Моделирование швейных изделий.
ПК 1.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с
применением творческого источника.
ПК 1.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.
ПК 1.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу.
ПК 1.4. Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене.
7

ПК 1.5. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на
каждом этапе производства швейного изделия.
2.Конструирование швейных изделий.
ПК 2.1. Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и
индивидуальные фигуры.
ПК 2.2. Осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий.
ПК 2.3. Создавать виды лекал (шаблонов) и выполнять их градацию, разрабатывать табель
мер.
ПК 2.4. Осуществлять авторский надзор за реализацией конструкторских решений на каждом
этапе производства швейного изделия.
3.Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве.
ПК 3.1. Выбирать рациональные способы технологии и технологические режимы
производства швейных изделий.
ПК 3.2. Составлять технологическую последовательность и схему разделения труда на
запускаемую модель в соответствии с нормативными документами.
ПК 3.3. Выполнять экономичные раскладки лекал (шаблонов).
ПК 3.4. Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции.
4.Организация работы специализированного подразделения швейного производства и
управление ею.
ПК 4.1. Участвовать в работе по планированию и расчетам технико- экономического
обоснования запускаемых моделей.
ПК 4.2. Обеспечивать рациональное использование трудовых ресурсов, материалов.
ПК 4.3. Вести документацию установленного образца.
ПК 4.4. Организовывать работу коллектива исполнителей.
5.Выполнение работ по профессии рабочего Портной
ПК 5.1.Проверка наличия деталей кроя изделий бытовой и специальной одежды, домашнего
текстиля и текстильной галантереи на основе паспорта заказа Обработка мелких деталей изделий
бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля и текстильной галантереи из простых в
обработке материалов
ПК 5.2. Подготовка изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля из простых
в обработке материалов к различным видам ремонта по индивидуальным заказам на основе
паспорта заказа
ПК 5.3. Обработка узлов основных деталей изделий бытовой и специальной одежды,
домашнего текстиля и текстильной галантереи из простых в обработке материалов
ПК 5.4. Выполнение работ по мелкому и среднему ремонту изделий бытовой и специальной
одежды, домашнего текстиля из простых в обработке материалов по индивидуальным заказам
ПК5.5. Сборка изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля и текстильной
галантереи из простых в обработке материалов
ПК5.6. Проведение влажно-тепловой обработки изделий бытовой и специальной одежды,
домашнего текстиля и текстильной галантереи из простых в обработке материалов
ПК5.7. Осуществление внутрипроцессного контроля качества изготовления и ремонта
изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля и текстильной галантереи из
простых в обработке материалов по индивидуальным заказам
ПК5.8. Окончательная отделка изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля
и текстильной галантереи из простых в обработке материалов
ПК5.9. Подготовка выполненного заказа по ремонту изделий бытовой и специальной
одежды, домашнего текстиля из простых в обработке материалов к сдаче заказчику
2. Технолог-конструктор (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
8

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
3. В процессе реализации программы воспитания по специальности ожидается личностное
развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений
к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных
общих компетенций квалифицированных специалистов среднего звена на практике. Будут
сформированы следующие личностные результаты (ЛР):
ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению,
преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой.
9

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
ЛР 13. Принимающий осознанный выбор профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; проявляющий отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем
ЛР 14. Демонстрирующий готовность и способность к продолжению образования, в том
числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
ЛР 15. Проявляющий способность самостоятельно реализовать свой потенциал в
профессиональной деятельности
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ППССЗ
4.1 ФГОС по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология
швейных изделий
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего
профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология
швейных изделий, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №534 от 15 мая 2014 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. №32869 от
26 июня 2014 г.) прилагается.
4.1. Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ППССЗ,
включая обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам, практики, промежуточные и
итоговую аттестации, каникулы (прилагается). Утвержден 28.08.2020 г.
4.3. Учебный план
В учебном плане указываются элементы учебного процесса, время в неделях, максимальная
и обязательная учебная нагрузка, рекомендуемый курс обучения, распределение часов по
дисциплинам, профессиональным модулям
Учебный план определяет следующие характеристики ППССЗ по специальности:
• объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
• перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов
(междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
• последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
• распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной
аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим
междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);
• объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий, по учебным дисциплинам,
профессиональным модулям и их составляющим;
• сроки прохождения и продолжительность производственной практики;
• формы государственной (итоговой) аттестации, объемы времени, отведенные на
подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках ГИА;
• объем каникул по годам обучения.
В соответствии с графиком учебного процесса начало учебных занятий устанавливается с 1
10

сентября. Учебный процесс организован в режиме пятидневной учебной недели, занятия
группируются парами.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю,
включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.
Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной
форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
Обязательная аудиторная нагрузка предполагает лекции, практические занятия, включая
семинары, контрольные работы. Соотношение часов аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) работой студентов по образовательной программе составляет в целом 50:50.
Самостоятельная работа организуется в форме выполнения междисциплинарных проектов,
подготовки рефератов, самостоятельного изучения отдельных дидактических единиц, работы в
Интернете и т.д.
В учебный план включены в установленном объеме все обязательные дисциплины циклов:
общеобразовательная подготовка, общепрофессиональный цикл, общий гуманитарный и
социально-экономический цикл, математический и общий естественнонаучный цикл,
профессиональный цикл.
Продолжительность теоретического курса обучения по специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (на базе основного общего
образования) по ФГОС СПО составляет 4428 часа, 123 недели. Максимальная учебная нагрузка по
ФГОС СПО 6642 часов, самостоятельная работа составляет 2102 часа, консультаций – 112 часов.
Таким образом, продолжительность теоретического курса обучения, предусмотренная ФГОС
СПО, соответствует утвержденному учебному рабочему плану.
При разработке учебного плана
по специальности 29.02.04 Конструирование,
моделирование и технология швейных изделий, общеобразовательный учебный
цикл
формируется, исходя из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок освоения
основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего
профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, увеличивается
на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36
часов в неделю) – 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время – 11 нед.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных цикла в
пределах освоения профессиональной образовательной программы ППСЗ специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий с учетом технического профиля
получаемого профессионального образования, реализовано с учетом требований ФГОС среднего
общего образования, согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ (письмо от
17.05.2015 г. № 06-259). В учебном плане определены базовые, профильные, предлагаемые ОО
дисциплины. Предагаемые ОО дисциплины: Учебно-исследовательское проектирование.
Индивидуальный проект выполняется в рамках изучения дисциплины "Учебно-исследовательское
проектирование" по выбранным темам по общеобразовательным дисциплинам. Формой контроля
индивидуального проекта является дифференцированный зачет в форме защиты индивидуального
учебного исследования или проекта на внутритехникумовской научно-практической конференции.
Умения и знания, полученные
студентами
при освоении учебных дисциплин
общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих курсах обучения в
процессе изучения учебных дисциплин таких циклов основной профессиональной
образовательной программы СПО, как «Общий гуманитарный и социально-экономический»,
«Математический и общий естественнонаучный», а также отдельных
дисциплин
профессионального цикла.
Практическая подготовка является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой
выполнение определенных видов работы, связанных с будущей профессиональной деятельностью
и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по
профилю соответствующей подготовки. Видами практической подготовки обучающихся,
11

осваивающих ПССЗ, являются: практические и лабораторные занятия, учебная практика,
производственная практика (по профилю специальности), производственная практика
(преддипломная).
При реализации ППССЗ СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная - 18
недель, производственная (по профилю специальности)- 7 недель, производственная
(преддипломная)- 4 недели, всего - 29 недель.
Практика (преддипломная) составляет 4 недели, проводится
концентрированно.
Преддипломная практика имеет целью совершенствование практического опыта по осваиваемой
специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной
трудовой деятельности, а также сбора, анализа и использования информации для написания
выпускной квалификационной работы. Производственную практику (преддипломную)
планируется проводить в организациях по профилю специальности на основе договоров,
заключаемых между техникумом и этими организациями.
Общая продолжительность промежуточной аттестации составляет за весь курс обучения 7
недель. Государственная итоговая аттестация составляет 6 недель.
Общая продолжительность каникул 34 недели: 1 курс– 11 недель, 2 курс – 11 недель, 3 курс
– 10, недель, 4 курс – 2 недели.
Для данной специальности 48 часов дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
отводено на освоение основ медицинских знаний.
По дисциплине "Физическая культура" предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной
учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет внеаудиторных занятий в
спортивных секциях).
За весь период обучения студенты выполняют 2 курсовые работы: ПМ.02 «Конструирование
швейных изделий»; ПМ.04 «Организация работы специализированного подразделения швейного
производства и управление ею». Курсовое проектирование реализуется в пределах времени,
отведенного на изучение дисциплины и профессионального модуля. При работе над курсовой
работой для обучающихся проводятся групповые консультации. Формой контроля является
защита курсовой работы.
Консультации для обучающихся предусматриваются
в объеме 4 часа на каждого
обучающегося на учебный год. Форма проведения консультаций, предусмотренных учебным
планом - индивидуальные на 1 и 2 курсах и групповые - на последующих.
Формирование вариативной части ППССЗ
Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы составляет
около 70,24% от общего объема времени отведенного на освоение. Вариативная часть составляет
около 29,76%. Вариативная часть учебного плана в объеме 900 обязательных часов распределена
путем введения новых элементов в структуру и содержание ППССЗ.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений
и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с
запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Основанием для введения новых элементов ППССЗ являются: лист согласования на
вариативную часть с работодателями (протокол МС№1 от 09.09.2020 г. с участием работодателей).
Часы вариативной части распределены на увеличение объема времени, отведенного на
учебные дисциплины и профессиональные модули обязательной части, на введение новых
дисциплин в соответствии с потребностями работодателей.
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл увеличен в объеме 86 часов
обязательной учебной нагрузки, в том числе ОГСЭ 03 Иностранный язык - 12 часов, ОГСЭ 04
Физкультура - 30 часов, на дополнительную учебную дисциплину: ОГСЭ 05 Финансовая
грамотность - 44 часа. Данная дисциплина введена в рамках реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы, утв.распоряжением Правительства РФ от
12

25.09.2017 №2039-р, Региональной программы по повышению финансовой грамотности жителей
Республики Бурятия, утв.постановлением Правительства РБ от 26.10.2020 г.№806 и приказа
Министерства образования и науки РБ от 21.07.2021 №1067. Общепрофессиональные дисциплины
увеличены в объеме 242 часа. Увеличен объем по ОП 04 Спецрисунок и художественная графика
на 62 часа, введены дополнительные дисциплины: ОП 08 «Оборудование швейного производства»
- 44 часа; ОП 09 Национальный костюм - 66 часов, ОП 10 Менеджмент и маркетинг - 32 часа. В
целях раннего формирования профессиональной составляющей и на основании Протокола
совещания при Правительства Республики Бурятия от 19.06.2019 г. № 0108-007- и5078 введена
дисциплина ОП11 Введение в специальность в объеме - 34 часа.
Вариативная часть профессиональных модулей составляет 575 часов в том числе: МДК01.01
Основы художественного оформления швейного изделия - 14 часов; МДК02.01Теоретические
основы конструирования швейных изделий - 116 часов; МДК02.02 Методы конструктивного
моделирования швейных изделий - 134 часа; МДК03.01.Основы обработки различных видов
одежды - 126 часов; МДК04.01 Основы управления работами специализированного подразделения
швейного производства - 62 часа; МДК05.01Технология изготовление изделий по
индивидуальным заказам - 123 часа.
Реализация ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих осуществляется согласно приложения к ФГОС СПО по специальности
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий по профессии 16909
Портной.
Учебный план прилагается.
4.4. Рабочие программы дисциплин
Рабочие программы дисциплин разработаны в соответствии с Положением по разработке
рабочих программ обсуждены на заседании МО Сферы обслуживания и утверждены директором.
4.5. Рабочие программы профессиональных модулей, производственной практики
Рабочие программы профессиональных модулей разработаны в соответствие с Положением
по разработке рабочих программ профессиональных модулей и утверждены директором ОУ,
согласованы с работодателями.
Рабочие программы прилагаются.
4.6. Программа производственной практики
Программа производственной практики разработана на основе Положения об учебной и
производственной практике студентов.
Основные цели и задачи практик заключаются в следующем:
- закрепление и углубление знаний студентов, полученных ими в процессе обучения;
- овладение системой профессиональных умений и навыков по специальности в
соответствии с требованиями ФГОС;
- овладение первоначальным опытом профессиональной деятельности в соответствии с
квалификационными требованиями.
Программа прилагается.
4.7. Учебно-методические комплексы дисциплин
Основная профессиональная образовательная программа обеспечена комплектом рабочих
программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в полном объеме, разработанных в
соответствии локальным актом по разработке рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей.
Основная профессиональная образовательная программа обеспечена разработанными
преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин учебно-методическими
13

комплексами
дисциплин,
включающими
нормативные
документы,
планы
уроков
(технологические карты), конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению СРС,
методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, методические
рекомендации по выполнению курсовых работ и дипломных проектов, контрольно-оценочные
материалы.
Основная профессиональная образовательная программа обеспечена учебно-методическими
комплексами по организации всех видов практик: практика учебная для получения первичных
профессиональных навыков, практика производственная (по профилю специальности), практика
производственная (преддипломная).
В процессе обучения используются аудио-, видео- и мультимедийные материалы, различного
рода наглядные пособия, электронные учебники.
Учебно-методические комплексы дисциплин и учебно-методические комплексы СРС,
разрабатываемые преподавателями профессиональных и общеобразовательных дисциплин,
проходят процедуру утверждения в установленном порядке на заседаниях соответствующих МО и
у руководителя методического совета.
5. Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ
5.1. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения ППССЗ
Нормативные документы оценки качества освоения ППССЗ:
- Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденного Приказом
Минобрнауки России от 16.08.2013 г.№968 (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2013
№30306)
- Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов
- Положение по организации итоговой государственной аттестации выпускников и защите
выпускной квалификационной работы.
5.2. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности,
профессиональных, общих и личностных компетенций
В соответствии с ФГОС по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и
технология швейных изделий оценка качества освоения обучающимися основной образовательной
программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную
итоговую аттестацию.
Обучающиеся по ППССЗ при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года - не
более 8 экзаменов и 10 зачетов.
Общая продолжительность промежуточной аттестации, за весь период обучения по
специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
составляет за весь период обучения 7 недель.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по
каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются техникумом самостоятельно
и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговой
аттестаций включают:
− контрольные вопросы по учебным дисциплинам (содержатся в рабочих программах);
− фонд тестовых заданий;
− экзаменационные билеты;
− методические указания к выполнению практических, контрольных и курсовых работ;
− методические указания по учебной и производственной практикам;
− методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных
направлениях:
14

− оценка уровня освоения дисциплин;
− оценка компетенций обучающихся.
Для оценки уровня освоения учебных дисциплин и оценки компетенций обучающихся по
специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
формируются:
- фонд оценочных средств общеобразовательного цикла, который включают в себя
контрольно-измерительные материалы по каждой учебной дисциплине;
- фонд оценочных средств по специальности, который включает в себя контрольноизмерительные материалы по профессиональным дисциплинам и контрольно-оценочные средства
по профессиональным модулям, спецификации по всем видам практик, спецификацию по
государственной итоговой аттестации.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются
техникумом самостоятельно, кроме профессиональных модулей. А для промежуточной аттестации
по профессиональным модулям и для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и
утверждаются техникумом после предварительного положительного заключения работодателей.
Фонды оценочных средств оформляются в соответствии с локальным актом «О фонде
оценочных средств». Фонды оценочных средств прилагаются.
Входной контроль по дисциплинам проводится с целью проверки отдельных знаний,
навыков и умений студента, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Для проведения входного контроля преподавателем разрабатываются контрольноизмерительные материалы (тест, контрольная работа, проверочная работа, опросный лист и т.п.), и
оценочные средства, которые рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются
директором, или зам.дир.по УР/зав УПР.
Результаты входного контроля заносятся в журнал теоретического обучения, анализируются
и учитываются при разработке системы личностно-ориентированного обучения.
Текущий контроль знаний является одним из важных механизмов оценки качества
подготовки обучающихся и формой контроля учебной работы обучающихся.
Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из видов
учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики
учебной дисциплины, профессионального модуля.
Данные текущего контроля используются МО и преподавателями для обеспечения
эффективной учебной работы студентов, своевременного выявления отстающих и оказания им
содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных
дисциплин и профессиональных модулей.
Промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки
обучающихся и формой контроля учебной работы обучающихся по специальности.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится
по
учебным
дисциплинам,
профессиональным модулям в сроки, предусмотренные учебным планом и календарным графиком
учебного процесса.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр.
Основными формами промежуточной аттестации являются:
- экзамен по отдельной дисциплине;
-экзамен квалификационный;
- комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
- зачет по отдельной дисциплине;
-дифференцированный зачет;
- курсовая работа (проект).
Зачеты, как правило, служат формой оценки успешного выполнения студентами
лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения материала
учебных дисциплин, а также формой оценки прохождения учебной и производственной практик и
выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной
15

программой. В отдельных случаях зачет может служить формой оценки знаний по дисциплине в
целом или по отдельной ее части. Прием всех зачетов обеспечивается Учебной частью до начала
экзаменов.
Экзамены проводятся по билетам (тестам) в устной или письменной форме. Форма
проведения экзамена устанавливается Учебной частью. При проведении экзаменов и зачетов
соблюдаются единые требования в соответствии с Локальным актом «Положение о
промежуточной аттестации». Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по
мере их выполнения в сроки, установленные календарно-тематическими планами преподавателя.
По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде открытой защиты работ и (или)
контрольных работ на практических занятиях.
Итоговая аттестация по профессиональным модулям проводится в виде экзамена
(квалификационного). Приказом по техникуму создаются экзаменационные комиссии под
председательством представителя профильного предприятия (организации), разрабатываются
контрольно-оценочные средства, которые согласовываются с профильным предприятием
(организацией) и используются для определения качества знаний, умений и уровня практического
опыта.
Учебная практика по профилю специальности, преддипломная практика засчитывается после
представления и защиты отчета, составляемого студентом в соответствии с утвержденной
программой.
Во время промежуточной аттестации студенты могут пользоваться учебными программами,
а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями.
Отметка «отлично» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно; отметка
«хорошо» - правильно не менее ¾ заданий; отметка «удовлетворительно» - правильно выполнено
не менее половины заданий; отметка «неудовлетворительно» - не выполнено более половины
заданий.
Критерии тестового контроля: отметка «отлично» - правильные ответы 80-100%; «хорошо» 70-75%; «удовлетворительно» - 50-65%; «неудовлетворительно» - 49% и ниже.
Результат
освоения
профессиональных
модулей
определяется
на
экзамене
квалификационном оценкой «освоен /не освоен», оценка.
Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился».
Промежуточная аттестация в форме зачета проводится в счет времени, отводимого на
дисциплину или МДК, промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день свободный
от других форм учебной нагрузки.
Положительные оценки по дифференцированному зачету и зачету заносятся в журнал
теоретического обучения, по экзаменам в экзаменационную (зачетную) ведомость и зачетную
книжку, неудовлетворительная оценка по экзамену проставляется только в экзаменационную
ведомость.
Предусмотрены комплексные виды промежуточной аттестации: комплексный экзамен по
русскому языку и литературе; комплексный дифференцированный зачет по УП05 и ПП05.
5.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы. Объем Государственной итоговой аттестации составляет 6 недель, в
том числе на подготовку выпускной квалификационной работы 4 недели, на защиту выпускной
квалификационной работы 2 недели.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации допускаются
обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие
учебный план. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов,
творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной
практики.
16

Независимая оценка качества образования выпускников проводится при проведении
Государственной итоговой аттестации (ГИА) и при проведении промежуточной аттестации, когда
приглашается независимая комиссия, состоящая из специалистов реального сектора экономики.
Программа ГИА, требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются локальным актом о государственной (итоговой)
аттестации.
5.4. Требования к выпускным квалификационным работам
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа). Обязательное требование – соответствие тематики
выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных
модулей.
Требования к организации, содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы определяются локальным актом «Положение о государственной итоговой аттестации»,
который составлен на основании Приказа Минобрнауки №968 от 16.08.2013 г. «О порядке
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования» и программой ГИА.
Государственная итоговая аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня
подготовки и качества выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту
среднего профессионального образования в части государственных требований к уровню
подготовки выпускников по специальности.
Формой государственной итоговой аттестации по специальности является защита выпускной
квалификационной работы (ВКР) в виде дипломной работы.
Выпускная квалификационная работа призвана способствовать систематизации и
закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач, а также
определению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Тематика выпускной квалификационной работы должна иметь актуальность, новизну,
практическую значимость и отвечать современным требованиям образования.
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы является обязательным
заключительным этапом обучения студента и имеет своей целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по
специальности и применение этих знаний при решении конкретных практических задач;
- развитие навыков организации самостоятельной исследовательской деятельности и
овладение методиками исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых в
дипломной работе проблем и вопросов;
- определение степени профессиональной подготовленности выпускника для
самостоятельной работы в условиях развития современного производства.
В ходе выполнения и представления результатов выпускной квалификационной работы
студент должен:
- показать способность и умение самостоятельно решать задачи профессиональной
деятельности, проводить поиск, обработку и изложение информации, научно аргументировать и
защищать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания, практические навыки и
сформированные общекультурные и профессиональные компетенции;
- показать достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки, соответствующей
требованиям ППССЗ и ФГОС СПО по специальности, способность и умение применять
теоретические и практические знания при решении конкретных задач, стоящих перед
специалистами в современных условиях;
- показать умение разрабатывать программу исследования, включающую формулировку
проблемы, определение объекта, предмета, задач и методов исследования;
- показать способность к анализу источников по теме с обобщениями и выводами,
сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;
17

- показать умение систематизировать и анализировать полученные научные данные;
- выделить элементы новизны по исследуемой проблеме;
- продемонстрировать умение вести научный диалог, представлять результаты исследований,
отвечать на вопросы, оперировать специальной терминологией.
6. Ресурсное обеспечение ППССЗ
6.1. Кадровое обеспечение
Реализацию основной образовательной программы по подготовке специалистов
обеспечивают педагогические кадры, имеющие высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Профессиональный цикл преподают 12 штатных преподавателей, все преподаватели
являются штатными, из вышеуказанных 4 человека преподают по внутреннему совместительству.
5 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 6 - первую квалификационную
категорию.
Доля преподавателей, имеющих стаж работы по профилю преподавания, составляет 100 %.
Средний возраст преподавателей составляет 44 года.
Доля преподавателей, прошедших повышение квалификации, составляет 100 %.
Преподаватели своевременно повысили квалификацию в виде различных курсов, стажировок
и профессиональных переподготовок.
Преподаватели принимают активное участие в конференциях разного уровня, осуществляют
научно-исследовательскую работу, результатом которой выступают статьи, доклады, тезисы,
стендовые доклады и т.д.
6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Карта обеспеченности образовательного процесса учебной и учебно-методической
литературой, методическими разработками, программно-информационными источниками по
специальности формируется по всем дисциплинам учебного плана.
Реализация программы обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин, модулей.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданных за
последние 5 лет. В библиотеке оборудован читальный зал, а автоматизированные рабочие места с
неограниченным выходом в Интернет осуществляются в №24 в учебном корпусе с 15.00 час до
17.00 час.
Подключена электронно-библиотечная система ООО «КноРус медиа» (договор №18499944
от 05.02.2020 г., №18502883 от 09.03.2021 г. ) на использование библиотечной системы ВООК.ru;
ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ (договор№4986 от 22.12.2021 г.).
В техникуме действует информационная среда, состоящая локальной сети. Имеется доступ к
сети Интернет. Компьютерная сеть включает входящий Интернет-канал на базе оптоволоконного
кабеля (скорость до 100 Мбит/сек), обеспечивает выход в Интернет для 95 компьютеров, в том
числе 2 компьютерных класса. Соотношение единиц вычислительной техники, используемой в
учебном процессе, с численностью обучающихся составляет 0,04. В техникуме установлена точка
доступа WI-FI, что позволяет обеспечить доступ к сети Интернет с личных мобильных устройств.
В учебном процессе применяются современные образовательные технологии по обучению
студентов: интерактивные методы обучения, технологии с использованием компьютерных,
мультимедийных и других технических средств обучения. В техникуме созданы условия для
ведения образовательной деятельности с применением электронного обучения или
дистанционных образовательных технологий.
6.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение реализации АОП ПССЗ отвечает не только общим
требованиям, определенным в ФГОС СПО, но и особым образовательным потребностям
18

категории обучающихся инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с ОВЗ.
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий
всех видов, предусмотренных АООП СПО, в том числе групповых и индивидуальных
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для
самостоятельной работы, лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
 основ философии;
 иностранного языка;
 математики;
 информационных систем в профессиональной деятельности;
 материаловедения;
 безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
 инженерной графики и перспективы;
 истории стилей в костюме;
 метрологии, стандартизации и сертификации;
 моделирования и художественного оформления одежды;
 спецрисунка и художественной графики;
 технологии швейных изделий;
 конструирования одежды.
Лаборатории:
 конструирования изделий и раскроя ткани;
 макетирования швейных изделий;
 компьютерной графики;
 испытания материалов;
 художественно-конструкторского проектирования;
 автоматизированного проектирования швейных изделий.
Мастерские:
 швейного производства.
Спортивный комплекс:
 спортивный зал;
Залы:
 библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
 актовый зал (конференц-зал).
Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин
Наименование помещений для
(модулей), практики, иных видов учебной
проведения всех видов учебной
деятельности, предусмотренных учебным планом
деятельности, предусмотренной
образовательной программы
учебным планом, в том числе
помещения для самостоятельной
работы, с указанием перечня
основного оборудования, учебнонаглядных пособий
и используемого программного
обеспечения

19

БД.01 Русский язык
БД.02 Литература
ОГСЭ.05.История и культура Бурятии
БД.03 Иностранный язык
ОГСЭ.03.Иностранный язык
БД.04 История
БД.08 Обществознание
ОГСЭ.01. Основы философии
ОГСЭ.02. История
ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности

БД.05 Физическая культура
ОГСЭ.05. Физическая культура

БД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
ОП.07 .Безопасность жизнедеятельности

Кабинет №33 русского языка и
литературы
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №34 иностранного языка
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №32 Основ философии,
истории
-компьютер, проектор, экран

Спортзал
- мячи волейбольные,
баскетбольные, футбольные)
- баскетбольные щиты с корзины,
- волейбольные сетки,
- канат для лазания;
-канат для перетягивания;
- мат;
-брусья гимнастические мужские;
-скамья многофункциональная;
- скамейка (гимнастическая без
ножек);
-конь гимнастический;
-обруч;
-комплект для прыжков в высотустойки;
-граната (0,5 кг.,0,7 кг.)
- секундомер;
-палатка;
-теннисный стол
Тренажерный зал
-велотренажер магнитный;
-многофункциональный
спортивный комплекс;
-беговая дорожка магнитная;
-беговая дорожка электрическая;
-мини степпер.
Спортивная площадка:
-комплекс с рукоходом-змейка, со
шведской стенкой;
-турник;
-скамейки для тренировки пресса;
- лабиринт спортивный;
- брусья параллельные.
Кабинет безопасности
жизнедеятельности и охраны труда
№:31
- макеты;
- респираторы;
- противогазы;
20

БД.07 Химия
БД.09 Биология
БД.10 География
БД.11 Экология
ПОО. 01.Учебно-исследовательское проектирование/
Эффективное поведение на рынке труда
ЕН. 02. Экологические основы природопользования
БД.12 Астрономия
ПД.03 .Физика
ОП01 Инженерная графика
ПД.01. Математика; ЕН.01. Математика
ПД.02. Информатика
ЕН. 03. Информационные технологии в
профессиональной деятельности
ОП02 Метрология, стандартизация и подтверждение
качества
ОП.10. Менеджмент и маркетинг
ОП.03. Материаловедение
ОП.04.Спецрисунок и художественная графика
ОП.05. История стилей в костюме
ОП.08. Оборудование швейного производства
ОП.09. Национальный костюм
ПМ.01. Моделирование швейных изделий
ПМ .02.Конструирование швейных изделий
ПМ .03. Подготовка и организация технологических
процессов на швейном производстве
ПМ. 04. Организация работы специализированного
подразделения швейного производства и управление
ею
ПМ. 05. Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
Учебная практика

- ОЗК;
-летний костюм
Место для стрельбы
- мишени;
- пневматические винтовки.
Кабинет №35 Химии, биологии,
экологии, санитарии и гигиены
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №35 Лаборатория
испытания материалов
Кабинет №5 Физики,
электротехники; инженерной
графики и перспективы
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №21 Математики
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №22 Информатики и
информационных
систем
в
профессиональной деятельности
-компьютер, проектор, экран
Лаборатория компьютерной
графики
Кабинет №24 Метрологии,
стандартизации и сертификации
-компьютер, проектор, экран
Кабинет №23 Материаловедения,
истории стилей в костюме,
моделирования и художественного
оформления одежды;
спецрисунка и художественной
графики;
технологии швейных изделий;
конструирования одежды;
Лаборатория автоматизированного
проектирования швейных изделий

Мастерская швейного
производства;
Лаборатория конструирования
изделий и раскроя ткани;
Лаборатория макетирования
швейных изделий
Лаборатория художественноконструкторского проектирования
21

6.4. Базы практики
Основными базами практики обучающихся являются структурное подразделение техникума
«Учебное ателье», ИП «Бадмажапова М.Б.»
Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики
всеми студентами в соответствии с учебным планом.
Учебная практика проводится в каждом профессиональном модуле и является его составной
частью. Задания на учебную практику, порядок ее проведения приведены в программах
профессиональных модулей.
7.Характеристика социокультурной среды техникума, обеспечивающая развитие
общих и личностных компетенций
Разработана рабочая программа воспитания, которая реализуется с 01.09.2021 г.
Воспитательная работа с обучающимися в техникуме является важнейшей составляющей
качества подготовки специалистов и проводится с целью формирования у каждого обучающегося
сознательной гражданской позиции, стремлению к сохранению и приумножению нравственных,
культурных и общечеловеческих ценностей, также выработке навыков конструктивного
поведения в новых экономических условиях, общекультурных компетенций выпускников
(компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления и др.)
В техникуме разработана целевая Концепция воспитательной деятельности с учетом
современных требований, а также создания полноценного комплекса программ по организации
комфортного социального пространства для гармоничного развития личности молодого человека,
становления грамотного профессионала.
Концепция воспитательной работы исходит из того, что воспитательный процесс в
техникуме должен стать органичной частью системы профессиональной подготовки и быть
направлен на достижение ее целей и задач - формирование современного рабочего, специалиста,
обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности,
комплексом профессионально значимых качеств личности, твердой социально-ориентированной
жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.
Основными направлениями воспитательной работы с обучающимися в техникуме являются:
создание воспитывающей среды,
направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
определение воспитательного потенциала учебного предмета;
привлечение обучающихся к выполнению исследовательских работ по гуманитарным наукам
с акцентом на вопросы патриотизма, гражданственности, духовного совершенствования личности;
организация физического и валеологического образования;
организация профилактики правонарушений в студенческой среде;
организация и проведение традиционных мероприятий;
досуговая деятельность;
организация воспитательного процесса в общежитии;
информационное обеспечение обучающихся;
социально-психологическая работа с обучающимися;
организация научно-исследовательской работы обучающихся во внеучебное время.
Организацию воспитательной работы осуществляют: заместитель директора по учебной
работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель ФВ, руководитель ОБЖ и БЖ,
педагоги дополнительного образования, воспитатель общежития, органы студенческого
самоуправления.
С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения ее организации,
использования принципа индивидуального подхода техникуме работают классные руководители,
закрепленные за определенными группами. Классный руководитель, прикрепляется к
академической группе с целью обеспечения единства профессионального воспитания и обучения
обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса, усиления влияния
педагогического состава на формирование личности будущих специалистов. Классные
22

руководители групп используют в своей деятельности разнообразные формы: тематические
вечера, научные конференции, экскурсии, круглые столы, спортивные мероприятия, концерты
художественной самодеятельности, поездки в театр и кино, посещение обучающихся в
общежитиях.
«Классный час» в группах проводится один раз в неделю. Обсуждаются различные темы,
такие как: «Пропаганда здорового образа жизни», «Подготовка к экзаменационной сессии»,
«Беседы посвященные профилактике употребления алкоголя, курения», «Культура поведения в
общественных местах», «Организация досуга», «Подготовка к проведению различных
мероприятий», «Самоуправление в студенческой среде» и многое другое.
В техникуме существует и совершенствуется работа методического объединения классных
руководителей и воспитателей, на котором рассматриваются наиболее актуальные проблемы
воспитательной деятельности в условиях современного техникума.
Ежегодно в техникуме проводится анализ, позволяющий, с одной стороны, выявить
проблемы, имеющие место в области организации внеучебной деятельности и воспитательной
работы, а с другой определить наиболее эффективные пути и способы их решения. Кроме
общеакадемических исследований проводится и достаточное количество локальных (например, в
той или иной группе), с результатами, которых обучающиеся, проводившие эти исследования,
выступают на студенческих научных конференциях.
Организация воспитательной работы во внеучебное время невозможна без привлечения
студенческого актива. Рассматривая любое направление деятельности от проведения культурномассовых, физкультурно-спортивных или научно-просветительных мероприятий до организации
гражданского и патриотического воспитания, встает необходимость опираться на обучающихся.
Решением данной задачи может стать развитая система студенческого самоуправления в
техникуме. Понятие «студенческое самоуправление» несет в себе смысл активного участия
обучающихся в деятельности техникума, в проработке и решении всех вопросов, касающихся
организации обучения, быта, досуга; это особая форма самостоятельной общественной
деятельности обучающихся по реализации функций управления жизнью студенческого
коллектива в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами. Субъектом студенческого
самоуправления являются студенческие коллективы академической группы, курса. Важнейшим
условием
развития студенческого
самоуправления
является
характер
правильных
взаимоотношений преподавателей и обучающихся - это отношения сотрудничества и творчества.
Значительной может быть роль студенческого самоуправления в организации быта и досуга
обучающихся. Основными функциями студенческого самоуправления в этой сфере являются:
изучение мнения об интересах и запросах обучающихся в организации и обеспечении быта и
досуга;
оказание помощи в проведении торжественных мероприятий, встреч с ветеранами,
представителями культуры и искусства, походов по местам воинской славы, спартакиад и др.;
вовлечение обучающихся в коллективы художественной самодеятельности, спортивные,
спортивно-прикладные, вовлечение в эти коллективы молодежи из числа подростков;
создание и организация деятельности любительских объединений и клубов по интересам;
организация фестивалей, смотров, конкурсов, обсуждение просмотренных фильмов и
формирование программ дискотек и студенческих вечеров;
разъяснение необходимости формирования здорового образа жизни, национальных
традиций, организация превентивных мер склонности к аддиктивному поведению;
организация лекций по проблемам воспитания у молодежи общей культуры, принципов
общения в национальных и межнациональных коллективах, понимания сущности молодежной
субкультуры.
Воспитательная (социокультурная) среда техникума в целом складывается из комплекса
мероприятий, создающих условия для социализации личности обучающегося, которые
ориентированы на:
а) формирование трудовой мотивации, личностных качеств, необходимых для эффективной
23

профессиональной деятельности; обучение основным принципам построения профессиональной
карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
б) воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на
общечеловеческие ценности, гуманистические и патриотические идеалы;
в) формирование умений и навыков управления коллективом в рамках различных форм
студенческого самоуправления;
г) сохранение и приумножение историко-культурных традиций техникума, преемственности
поколений, формирование чувства университетской солидарности;
д)формирование основ культуры здоровья; укрепление и совершенствование физического
здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к
психоактивным веществам;
е) формирование творческих способностей; создание условий для самореализации личности.
Данная воспитательная среда включает в себя четыре компонента:
1) профессионально-трудовой;
2) гражданский;
3) духовно-нравственный;
4) здоровый стиль жизни.
Профессионально-трудовой компонент воспитательной среды представляет собой
специально организованный и контролируемый процесс приобщения обучающихся к
профессиональному труду в ходе становления их в качестве полноправных субъектов
профессиональной деятельности, связанный с овладением необходимой квалификацией и
воспитанием соответствующей профессиональной этики.
Задачи реализации компонента:
а) подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста;
б) формирование необходимых личностных качеств для осуществления эффективной
профессиональной деятельности, таких как трудолюбие, любовь к окружающей природной среде,
рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения,
умение работать в коллективе, творческие способности и другие качества, необходимые для
последующей профессиональной деятельности.
в) формирование умений и навыков управления коллективом.
Основные формы реализации компонента:
а) организация учебной, производственной практик;
б) проведение предметных олимпиад;
в) проведение и участие в конкурсах профессионального мастерства;
г) проведение студенческих и участие в научных конференциях различного уровня;
д) награждение обучающихся, достигших успехов как в научной, так и в общественной
деятельности.
Гражданский компонент воспитательной среды представляет собой интегрированное
гражданское, правовое, патриотическое и политическое воспитание.
Задачи реализации компонента:
а) формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания,
уважения к правам и свободам человека, традиционных и семейных ценностей;
б) формирование правовой и политической культуры;
в) формирование установки на преемственность социокультурных традиций;
г)
формирование
общественно-активных
качеств
личности
обучающихся:
гражданственность, патриотизм, социальная активность, личная свобода, ценности коллектива,
общественно-политическая активность и др.
Основные формы реализации компонента:
а) развитие студенческого самоуправления;
в) кураторство студенческих групп со стороны старшекурсников;
г) совместное обсуждение проблем студенчества;
24

д) социальная защита малообеспеченных категорий обучающихся;
е) организация социально-политических дискуссий, кружков, семинаров по дополнительным
правовым вопросам;
ж) участие в программах государственной молодѐжной политики всех уровней.
Духовно-нравственный компонент воспитательной среды включает в себя духовное,
нравственное, эстетическое, экологическое.
Задачи реализации компонента:
а) воспитание нравственно развитой личности;
б) воспитание эстетически и духовно развитой личности;
в) формирование таких качеств личности, как высокая нравственность, эстетический вкус,
положительные моральные, нравственно-психологическая и физическая готовность к общественно
полезному труду.
Основные формы реализации компонента:
а) наличие художественных и иных творческих коллективов для развития самодеятельности
обучающихся в свободное от занятий время;
б) развитие досуговой деятельности, организация и проведение творческих конкурсов,
выставок, фестивалей (Посвящение в студенты, Студенческая весна, КВН, фотокросс и т. д.),
поддержка молодѐжной субкультуры в рамках культуротворческого процесса;
г) участие обучающихся в благотворительных мероприятиях;
д) организация и проведение встреч с интересными людьми (выпускниками ВУЗа, деятелями
науки и культуры, политическими деятелями, представителями профессий);
е) анализ социально-психологических проблем обучающихся и организация необходимой
психологической поддержки;
ж) проведение социологических исследований жизнедеятельности обучающихся по
различным направлениям (степень эффективности культурно-массовых и спортивных
мероприятий, адаптация к учѐбе в техникуме, профилактика наркомании, алкоголизма,
табакокурения и других вредных привычек, способы и формы борьбы с курением, профилактика
правонарушений), применение различных форм работы с обучающимися (тренинги, ролевые
игры, круглые столы и др.), проведение встреч с врачами, наркологами, эпидемиологами и
другими специалистами;
и) пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, проведение мероприятий,
стимулирующих к здоровому образу жизни.
Здоровый стиль жизни представляет собой совокупность мер, нацеленных на
популяризацию спорта, укрепление здоровья обучающимися, усвоение ими принципов и навыков
здорового стиля жизни.
Задачи реализации компонента:
а) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
б) формирование личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в
пользу ценности здоровья;
в) формирование волевых и физических свойств личности.
Основные формы реализации компонента:
а) работа спортивных секций;
б) участие студентов в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
в) награждение обучающихся, достигших успехов в физической подготовке;
г) контроль за физическим развитием обучающихся.
В техникуме реализуются программа: «Казачья кафедра как условие воспитания патриота,
профессионала и гражданина». Для преодоления нравственного кризиса среди молодежи, которая
является неотъемлемой частью нашего общества, необходим целый комплекс средств
традиционной и народной педагогики (этнопедагогики). На первом месте в этом направлении
стоит гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей, молодежи и
населения в целом. В противном случае все экономические и политические достижения не будут
25

иметь смысла.
В рамках реализации данной программы разработаны и реализуются программы
дополнительного образования по казачьему воспитанию.
Постоянно в техникуме ведется работа по созданию системы оценки результативности и
эффективности воспитательной деятельности, которая необходима для корректировки и
совершенствования содержания, форм и методов работы с обучающимися.
Проблемы организации воспитательной деятельности регулярно рассматриваются на
педагогических советах, методическом объединении классных руководителей, совещаниях
классных руководителей.
Для выявления наиболее действенных форм и методов воспитательной работы, определения
ее результативности, среди обучающихся техникума регулярно проводится анкетирование, как
элемент системы менеджмента качества воспитательной работы.
Анализ анкетирования выносится на заседание педагогического совета техникума и
инструктивно-методическое собрание классных руководителей.
Социальным педагогом техникума осуществляется координация мероприятий по социальной
поддержке обучающихся. Его работа сосредоточена на следующих направлениях: материальная
поддержка обучающихся, назначение социальной стипендии малообеспеченным студентам,
социальные гарантии обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, льготы инвалидам, и др.
В соответствии с действующим законодательством успевающим обучающимся техникума по
результатам экзаменационных сессий выплачивается академическая стипендия за счет средств
федерального бюджета. Обучающимся, сдавшим сессию на «отлично» и «хорошо», выплачивается
повышенная академическая стипендия.
Материальное поощрение оказывается обучающимся: за успехи в учебной, научноисследовательской, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, просветительской и
общественной деятельности техникума.
Социально-бытовые условия.
Для занятий спортом в техникуме оборудованы: спортзал, тренажерный зал площадка на
открытом воздухе, оборудованная уличными тренажерами, борцовский зал, место для стрельбы.
Техникум располагает благоустроенным общежитием на 70 мест, в которых оборудованы
комнаты для занятий, для отдыха. В комнатах проживают по 2-3 человека. Общежитие оснащено
мягким и твердым инвентарем, постельным бельем.
В техникуме разработана система управления воспитательной работой в общежитии,
включающая структуру студенческого самоуправления в виде студсовета общежития. Директор,
заместитель, зав по ВР, классные руководители, члены студенческого самоуправления
систематически организуют рейды в общежитие.
Студенты обеспечены горячим питанием. Столовая на 70 мест.
8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ГБПОУ «ДМТ» разработаны локальная нормативная документация, позволяющая
преподавателям, МО вести качественную подготовку студентов по специальности.
Локальные акты, регламентирующие освоение основной профессиональной программы по
специальности включают в себя:
1) документы, регламентирующие учебный процесс;
2) документы, регламентирующие организацию процесса научных исследований и
разработок;
3) документы, регламентирующие организацию воспитательной работы.
9. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ
ППССЗ В ЦЕЛОМ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ДОКУМЕНТОВ
26

В соответствии с требованиями ФГОС по специальности основная профессиональная
образовательная программа ежегодно обновляется в части состава дисциплин, профессиональных
модулей установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических
материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнения и
изменения в основную профессиональную образовательную программу по специальности
вносятся с учетом мнения работодателей, в результате участия в методических советах.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».